СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
20.01.2016
Нарушение концентрации внимания
НАРУШЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Современные родители все чаще ставят своими ориентирами в воспитании детей такие цели как: развитие интеллекта и лидерских качеств ребенка. Все меньше детей мечтают стать космонавтами, пожарными, ветеринарами. В таких условиях школа, как внешний воспитательный институт быстро откликается на запрос общества, экспериментируя и усложняя программу, предлагая дополнительные занятия, углубленное изучение предметов, создавая унифицированные формы оценок. И как результат такого «прогресса» родители все чаще обеспокоены состоянием детей, их неспособностью концентрировать внимание и удерживать интерес на выполняемых заданиях. В чем же проблема?Современная система образования, к сожалению, не всегда учитывает особенности восприятия детей. Она устроена по принципу лестницы, где каждая ступень - это увеличение нагрузки и большее количество новой информации. В то время как развитие детей носит дихотомичный характер, то есть то, что прекрасно удается первокласснику может вызывать трудности у пятиклассника. Развитие восприятия, памяти, интеллекта у ребенка можно сравнить с тем, как альпинист поднимается в гору: перед тем как взять новую высоту, нужно сначала зафиксироваться на плато, потом немного вернуться назад и только после этого продолжать восхождение. Поэтому прежде чем родитель начнет тревожиться о неуспеваемости, рассеяности, забывчивости и потере концентрации у ребенка, необходимо задаться вопросом об особенностях детского восприятия и развития. Насколько существующая нагрузка соответствует наличным ресурсам ребенка.
Если Ваш школьник быстро утомляется, не успевает, не способен сосредоточиться на деталях, с трудом вслушивается в обращенную к нему речь, имеет низкие организаторские способности, Вы всегда можете помочь ему преодолеть все эти трудности. Что делать?
Важным фундаментом для гармоничного развития ребенка является устойчивость домашнего мира. Если у ребенка мало энергии для сохранения концентрации внимания, то в условиях стабильности (все вещи на своих местах, расположение мебели в комнате) его механизмы концентрации и торможения будут работать лучше. Домашний мир ребенка должен стать суперпредсказуемым и тогда ему будет проще исследовать нестабильный и непредсказуемый «внешний мир».
Ели Вы хотите, чтобы ребенок с первого раза смог Вас услышать и запомнить то, что Вы от него ждете, формулируйте инструкции таким образом, чтобы они были четкими и краткими (не более 10 слов).
Вся деятельность ребенка с нарушением концентрации внимания должна быть алгоритмичной. То есть все формулировки, иллюстрации не должны содержать ничего лишнего. Например, школьное расписание может быть схематичным, коротким, разделенным на части, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило замен, перестановки, выпадения частей информации.
Часто родители наказывают детей или воспитывают криком, но результативными такие меры вряд ли можно назвать, зато всегда можно предложить ребенку альтернативные формы поведения. Для сохранения времени и нервов старших, я предлагаю следующие примеры: ребенок изрисовал стены карандашом или фломастером, но Вашу нотацию о важности сохранения прекрасных обоев он не способен воспринимать и теряет всякий к этому интерес, и как следствие, воспитательный результат, сразу после ее начала. Предложите Вашему юному художнику: «Если ты хочешь рисовать на стене, давай повесим на нее лист бумаги». Или если в моменты усталости ребенок готов крушить и швырять все вокруг : «Разбрасывать вещи нельзя, но я могу предложить тебе поролоновый мячик».
Ребенку с трудным вниманием важно чувствовать себя успешным, тем, кто способен справляться. Попробуйте начинать выполнение домашнего задания с чего-то легкого, что вселит оптимизм и веру в себя, а потом переходите к более сложному заданию. Не накапливайте и не откладывайте выполнение домашнего задания. Лучше каждый день работать по 10 минут, чем в конце недели час.
Очень важную роль в решении такой непростой задачи, как научение концентрироваться и распределять свои силы и внимание играют родители. Самой первой рекомендацией должно быть терпение и вера в Вашего ребенка и если Вы знаете о его особенностях, не стесняйтесь сообщать о них воспитателям, учителям, руководителям кружков.
Каждый конкретный случай должен быть тщательно проанализирован, и выбрана индивидуальная стратегия для поддержки ребенка. Выбор правильной стратегии - это большая ответственность, которую всегда можно обсудить с учителями или психологом.