СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
20.01.2014
Кто идет в школу: Дети или родители?
КТО ИДЕТ В ШКОЛУ: ДЕТИ ИЛИ РОДИТЕЛИ?
Разбираемся с проблемами адаптации в школе
В этом году в школу пойдет несколько тысяч первоклашек. Вполне вероятно, что среди них – и ваш ребенок. А может быть, вы решили перевести свое чадо в новую школу или новый класс? Но даже если для вас и вашего малыша это не первый учебный год, в любом случае, впереди нас всех ждут новые открытия, новые радости и, порой, трудности. Одной из главных проблем, с которой придется справиться ребенку (и вам, родителям) – это успешно пройти адаптацию в школе.Обычно мы, специалисты, выделяем несколько видов адаптации:
- Физическая
- Эмоциональная
- Интеллектуальная
- Психологическая
В основном, наши родители привыкли уделять повышенное внимание физической и интеллектуальной адаптации. Это значит, что все силы и время мы бросаем на то, чтобы наш ребенок уже перед первым классом умел читать, считать, немного писать и, конечно, обладал навыками самообслуживания. Естественно, для успешной адаптации в школе все это чрезвычайно важно, однако не стоит забывать про психоэмоциональную часть. Именно с такими проблемами и приходят родители на прием к детскому психологу.
«Мой ребенок не хочет идти в школу!»
Именно так формулирует родители свою проблему. Нежелание идти в школу – это лишь верхушка айсберга, результат, а сама проблема лежит несколько глубже. Исходя из своей практики, я могу сказать, что основная причина – ребенок еще не дорос до школы в психоэмоциональном плане. Что это значит: ребенку интересно играть, он цепляется за маму, не любит и боится оставаться один – все это признаки, характеризующие маленького ребенка, дошкольника. Зачастую с такой проблемой приходят те, кто планирует отдать ребенка в школу с 6 лет, но не обязательно. В данном случае я советую родителям подождать еще год, потому как успех в школе всегда основывается на психологической готовности к учебе и желанию учиться. Поверьте, не страшно, если вы продлите детство своему малышу еще на год!Еще одной причиной могут быть физические или другие особенности ребенка. Вспомните себя и своих одноклассников, разве вы не дразнили очкариков? Страх стать объектом насмешек, быть непринятым в коллективе из-за своих особенностей (будь то ношение очков или шепелявость) может стать сложнопреодолимой преградой для малыша. Здесь важно родителям рассказать своему ребенку, что быть не таким, как все, – это нормально; показать ему, что вы любите его и поддерживаете всегда; и, конечно же, уделить особенное внимание первым неделям и даже месяцам в школе, чтобы немедленно вмешаться в конфликтную ситуацию при необходимости.
Зачастую нежелание идти в школу появляется не сразу. В рамках психотерапии в данном случае мы решаем обычно проблемы, которые являются первопричиной:
- Агрессия со стороны других учеников (насмешки и т.п.) – ребенок чувствует страх и беззащитность, потому как может или не умеет ответить своим обидчикам, равно как и попросить помощи у взрослых (родителей или учителя);
- Критика со стороны учителя – ребенка постоянно сравнивают (не в его пользу!) с другими детьми, принижают его успехи и подчеркивают неудачи.
Однако нередки случаи, когда ребенок успешно проходит адаптацию, но родители этого не замечают. В данном случае можно говорить о том, что сами родители (обычно мамы) эмоционально не готовы расстаться с ребенком, и поэтому наделяют его своими страхами и переживаниями, которые он на самом деле не испытывает. В данном случае, конечно, надо уже говорить о терапии для родителей.
«Он/она плохо учится»
Иногда ребенок не отказывается ходить в школу, но его успехи в учебе не радуют родителей. В первую очередь, это объясняется тем, что ребенку не нравится процесс. Да-да, именно наслаждение процессом – основной секрет успеваемости и успешности вашего чада!«Ребенок не может сконцентрироваться»
В данном случае речь идет о том, что ребенок не справляется с домашним заданием или делает его слишком долго. При беседе с родителями часто выясняется, что помимо школьной нагрузки малыш еще занимается спортом, ходит в музыкальную и художественную школы, на дополнительные занятия с репетитором – список можно продолжать до бесконечности. Как итог – перегруженная психика, что выливается в проблемы с концентрацией и даже психосоматику: ребенок начинает грызть ногти, карандаши, вырывать себе волосы или реснички, усиленно моргать или совершать навязчивые движения. Простое снижение нагрузки уже дает положительную динамику!Признаки успешной адаптации
Считается, что для адаптации необходимо 3-4 недели. Ребенок адаптировался к школе, если он:- с удовольствием идет на уроки;
- ему нравится процесс обучения;
- у ребенка сформирована внутренняя мотивация, зачем он учится (потому что это интересно!);
- ребенок может самостоятельно проводить время с учителем, не просясь домой.
Как помочь ребенку пройти адаптацию к школе
В первую очередь, взвешенно подходите к выбору первого учителя, потому как именно он может привить интерес к учебе как процессу, поддержать ребенка в его первых шагах в обучении, мотивировать на дальнейшее развитие и дать ему уверенность в его силах.Поддерживайте своего ребенка вне зависимости от его успехов или неудач. Ребенок должен чувствовать, что вы его любите всегда, а не только тогда, когда он «приносит пятерки» или его хвалят на родительском собрании.
Не критикуйте, не злитесь и не ругайте ребенка. Всегда спокойно объясняйте, в чем он не прав, но признавайте его право на ошибку. Подсказывайте, как можно исправить ошибку или сделать лучше. Помните о том, что вашему малышу должен нравится процесс, поэтому даже плохие оценки – не повод для наказания.
Не учитесь вместо ребенка. Ваше чадо должно знать, что учеба – это ЕГО дело (такое же важное, как и работа – для вас). Ошибочно думать, что вы помогаете ребенку, если садитесь все вместе делать домашнее задание. Оставьте ребенка одного и приходите на помощь только тогда, когда он сам об этом попросит: объяснить что-то непонятное или проверить результат.
Регулируйте нагрузку. В разных школах разный уровень образовательной нагрузки, поэтому в качестве дополнительных развлекательных и развивающих занятий оставьте только те, которые нравятся самому малышу, а не вам.
Не совершайте этих ошибок!
Любой родитель не застрахован от ошибок, однако, когда знаешь заранее, что не принесет пользу ребенку, гораздо проще сделать правильный выбор. Основные ошибки, которые совершают родители (и которые я советую вам избегать), это:- Чрезмерный контроль – не контролируйте каждый шаг ребенка в учебе, давайте ему простор и свободу для реализации себя;
- Критика – не сравнивайте своего ребенка с другими учениками, хвалите за успехи и поддерживайте в периоды неудач;
- Эмоциональное включение – следите за своими эмоциями, ведь в этот раз идете в школу уже не вы;
- Индуцирование в ребенка своих страхов и переживаний – помните, что вашему малышу и так страшно (новый опыт, новый коллектив, новые переживания), поэтому не добавляйте ему своих страхов (страх, что ребенок будет неуспешным; страх оказаться плохим родителем; страх, что малыша будут обижать).
А так ли страшен черт?
Несмотря на то, что период адаптации проходят все дети, не каждый испытывает проблемы. Наиболее комфортно и безопасно он проходит у тех детей, которые уже имеют навыки социализации (детский сад, например), обладают опытом разной коммуникации, в том числе конфликтной (этому способствует наличие в семье других детей), сталкивались с разным контингентом, например, с детьми с другими установками и правилами воспитания (на игровой площадки или на разных занятиях).Если вы сами или ваш ребенок столкнулись с проблемами адаптации, не пускайте это на самотек и не ждите, пока это превратиться в неразрешимый конфликт. Справиться с трудностями в одиночку иногда бывает невозможно, и самым правильным решением будет обраться к специалисту – детскому психологу или психотерапевту.
Ольга
Николаевна
Николаевна