СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
24.01.2020
Кинематограф и Кинотерапия
Бурное развитие психоаналитического осмысления кинематографа приходится на 60-е годы прошлого века. Кино помогает понять возникновение и развитие духовного мира человека. Теория глаза и взгляда, влечения к наблюдению и объекта причины желания разрабатывались Лаканом. В основе лежат его теория стадии зеркала, объясняющая рождение нарциссизма, происхождения собственного я и теория взгляда, объясняющая бессознательные проекции зрителя.
Существуют два удовольствия от смотрения - активное мужское и пассивное женское. Женщина - образ, мужчина - носитель взгляда. Посредством идентификации с взглядом героя, зритель получает доступ к обладанию героиней. Так же можно говорить и двух других формах удовольствия - скопофилическом, при котором другие выступают в качестве объектов сексуальной стимуляции, и нарциссическом, извлекаемом из распознавания себя.
Субъект собирается и пересобирается на экране - происходит киносборка субъекта. Мы как зрители идентифицируемся с экранными героями, живем их жизнью, сочувствуем им, соперничаем с ними, вновь и вновь восстанавливаем свою идентичность. Кинематограф - настоящая машина зеркальной стадии: частичные объекты заново складываются в нарциссический субъект. Для этого у кинематографа есть свои приемы - общие и крупные планы. Хотим мы этого или не хотим, мы вынужденно следуем за взглядом глаза камеры, который принуждает нас к рассматриванию отдельных частей тела - груди, сосков, половых органов, лица, волос.
Мы, зрители, располагаясь перед экраном, добровольно соглашаемся на позицию вуайериста, пассивного вуайериста, так как активным в этом процессе становится окуляр объектива или взгляд режиссера, как исполнение его желания. Мы входим в сговор с режиссером, становимся соучастниками процесса. Идентифицируясь с экранным убийцей мы можем дать волю своим агрессивным импульсам без давления чувства вины, можем испытывать сексуальное возбуждение в эротических сценах, можем получить галлюцинаторное исполнение своих желаний наяву сродни сновидческим! В этом великая сила кинематографа, в этом его "наркотик", он дразнит и питает нашу эмоциональную жизнь, бередит наши фантазии или успокаивает - лечит наши душевные раны! На этом как раз и основывается эффект кинотерапии как психологического метода групповой терапии.
Фетишизация тела в кино.
Позиция кинозрителя сама по себе является фетишистской. Состояние фетишиста можно выразить так: мы, зрители, конечно знаем, что все это неправда, что все это лишь кино, но все же...Я знаю и я не знаю. Я не знаю и знать не хочу. Эти знание и вера лежат в основании правил игры кино со зрителем. Фрейд описывал фетишизм как проявление любовной жизни преимущественно у мужчин. Страх кастрации использует фетишистское уклонение от отцовского закона. В кино для демонстрации этого используются свои технические приемы - чередование общих и крупных планов. Части тела - грудь, соски, половые органы, лицо, волосы становятся объектами сексуального интереса. Откровенный фетишизм как проявление аутоэротизма мы видим в фильме "Дом спящих красавиц" (2006 г) режиссера Вадима Гловни. Герой фильма, которого играет сам режиссер, замирает в своей травме - потере жены и дочери в автокатастрофе. Он эмоционально "умирает" вместе с ними, отказываясь от отношений с женщинами, обрекая себя на одиночество и психологическую смерть. "Он живет, словно в заснеженном саду, окруженный высокими стенами, ни одна птица не осмеливается залететь туда" - ремарка из фильма. "Он не в ладу с самим собой",-говорят про него. Время остановилось...
Сон. Смерть. Травма.
"Сон - это нечто таинственное, ужасающее, словно смерть". Жизнь героя после травмы становится похожей на страшный сон: он живет и не живет. "Жабы, черные псы и тела утопленников - вот, что уготовила мне ночь", - цитирует он слова Поэта. Спасение или то, что кажется спасением, приходит в виде спящих девушек, на свидания с которыми он отваживается по совету друга. Насладиться женщинами, которые даже не глянули бы на тебя, если бы проснулись - шанс оказаться в прошлом, испытать чудо возвращения в чувства молодых, запретные сейчас для тела старика, которым он себя ощущает. Заснуть и не проснуться - побег от жизни, спасение от одиночества. "Я отказался от женщин как от женщин много лет назад. Я чувствую себя живым только рядом со спящей молодой девушкой". Эти слова главного героя о чувстве вины и невозможности переработать травму, настигшую его пятнадцать лет назад.
На примере героя фильма мы можем видеть насколько травма может поменять ощущение реальности. Когда мы говорим друг другу "до встречи", прощаясь, или перед сном "спокойной ночи, увидимся утром", мы создаем мостик между прошлым и будущим в настоящем. Сущностью эмоциональной травмы является разрушение этих очевидностей, катастрофическая потеря ощущения непрерывности и стабильности бытия.
Опыт травмы становится стоп - кадром в бесконечном настоящем, которое становится ловушкой. Временная протяженность разрушается: прошлое становится настоящим, а будущее теряет всякий смысл, за исключением одного: нескончаемого повторения. В итоге травмированная личность живет совершенно в другой, своей уникальной реальности. И это ощущается как отчуждение от других людей, невозможность понимания и сопричастности к миру живущих в этом же пространстве и времени. "Она крепко спит и ждет Вас", - говорит хозяйка Дома спящих красавиц, приглашая героя на очередной сеанс. Кто она, эта женщина - Ангел или Демон? Прообраз Смерти или сочувствующая Мать? И в том, и в другом обличии они избавляют от страданий!
Хотели ли этого избавления посетители Дома спящих красавиц? Или в противовес сказке - "для стариков есть Смерть, для молодых - Любовь", то есть разбудить спящую красавицу, оживить может лишь поцелуй молодого юноши, а поцелуй старика приводит к смерти его самого, как нарушение естественного закона бытия: старикам - смерть, молодым - жизнь! Хотя в смерти есть и спасение, как разрешение себе не жить той жизнью, которая е несет в себе радости бытия, а только отсчитывает дни до встречи с ушедшими любимыми: " Даже, если бы я не проснулся, я бы не жалел!"
"Чтобы не жить, как во сне, надо "заснуть" до конца!" - слоган ритуальных услуг " Дома спящих красавиц" !
Конец Жизни.
Конец фильма.
Ирина
Алексеевна
Алексеевна