СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
15.02.2022
Герои любимых фильмов в кабинете семейного психотерапевта
Поговорим о героях любимых фильмов с точки зрения психоаналитика, семейного системного терапевта. Герои фильмов, хотим мы этого или не хотим, это мы с вами. Задача кинематографа - отражать объективную реальность. У каждого времени свои герои. Давайте вспомним наши любимые советские фильмы. Например, режиссера Владимира Меньшова, оскароносный "Москва слезам не верит" 1979-го года. Лидер проката 1980-го года в СССР, его посмотрели около 90 миллионов зрителей! Фильм до сих пор популярен, не потерял своей актуальности и в наше время. Конечно, благодаря хорошей режиссуре и великолепной игре актеров, а также вечной теме любви между мужчиной и женщиной.
Сюжет известен всем. Почти сказка про Золушку... Чрез тернии к звездам! Наказ нынешним и будущим поколениям: "Чтобы чего-то достичь, надо много и хорошо трудиться!" Не забываем русскую поговорку. "Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда".
События первой серии фильма происходят в 1958 году. Всего 13 лет после победы в Великой Отечественной войне. Огромные невосполнимые потери населения, мужского, в частности. Женщине пришлось выживать в войну, а после нее много и тяжело работать - восстанавливать страну после разрухи. Мужчин мало, значит женщине нужно быть сильной, брать на себя мужские функции. "Рубила,возила, копала - Да разве всего перечтешь?"... Так говорил поэт Михаил Исаковский в стихотворении "Русской женщине".
И в фильме мы видим таких женщин, в том числе трех главных героинь, работающих на ткацкой фабрике. Молодые, красивые, сильные, но без образования. Учиться некогда, надо работать, обеспечивать себя, мамы и папы не помогут. А мужчины? Спивающийся футболист, рабочий на стройке, хилый московский интеллигент - оператор на телевидении, за которого все решает мама. То есть образ советского мужчины - инфантильный, зависимый, выпивающий, изменяющий, но женщина должна его спасать и гордиться тем, что смогла увлечь и женить его на себе! Печальный портрет Героя нашего времени! После войны мужчин меньше и за них надо бороться. Охотницей становится Женщина! Эволюция, наоборот! Женщина должна трудиться наравне с мужчиной, участвовать в соцсоревновании, быть примером детям дома и на работе! И такой нам показывают главную героиню Катерину во второй серии фильма, то есть уже в восьмидесятые годы. Между первой и второй серией склейка кадра, протяженностью в 20 лет. Эти годы нам не показаны, но мы догадываемся, что делали герои в это время. Такой вот режиссерский прием.Тогда сериалы были не в моде.
Катерина получила образование, сделала карьеру и стала директором завода! А биологический отец ее дочери, которому мать запретила жениться на матери его ребенка, так и остался оператором. Вы скажете - "разные амбиции"? Отчасти, так. Но важнее обратить внимание на гендерные роли, инфантильные маменькины сынки не могут выйти из-под власти своих матерей. Браки не создаются или рушатся. Сильная женщина и слабый мужчина- повторение семейного сценария в паре "мать" и "сын". Другая подружка Людмила работает, содержит мужа - алкоголика, бывшего футболиста. Вот вам еще пример супружеской пары, "лодка которой разбилась о быт". Итог - развод. Детей нет.
Вот такие семейные отношения в советской стране. Режиссер все-таки оставил одну счастливую семью с детьми, которую удалось создать третьей героине Антонине, иначе совсем бы грустным получился срез семьи - ячейки общества в стране победившего социализма!
Переходим к финалу. При всех своих личностных достижениях и карьерном росте наша Катерина несчастна. Как тут не вспомнить Катерину Островского из "Грозы"? Может быть не просто так назвал режиссер свою героиню Катюшей? Без любви и страданий счастья нет! Невротический механизм запущен. На сцену выходит еще один мужчина, которого "так долго искала" главная героиня. И, если вы подумали, что он разительно отличается от всех предыдущих мужских образов в фильме, то зря. Это не так! Да, работает. Да, всю жизнь на одном месте, тогда это уважалось в обществе, плюс доплата за стаж. Да, без амбиций, но золотые руки и слесарь шестого (высшего) разряда. Мечта одинокой женщины - руководителя! Совет да любовь!
Конец. Титры. В жизни с этого места все только начинается...
Смогут ли долго и счастливо жить Гоша, он же Гога, он же Георгий и Катерина? Вопрос к семейному психологу. Однозначного ответа нет. Жизненный опыт обоих - в плюс, его же в минус вместе с жизненными психологическими травмами. Разный социальный и материальный статус - в минус. Уже на входе Георгий очень неоднозначно отнесся к руководящей должности любимой женщины, сможет ли он это принять, неизвестно, определенные риски есть. В плюс относим природную интеллигентность и эрудированность мужчины и "нестоличность" женщины, я имею ввиду - из провинции, из понаехавших. Жить, похоже, будут у Катерины, так как любимого надо забирать из коммуналки. Итог, гендерные роли опять наперекосяк! Жилье и финансы - у Катерины, большой внутренний мир - у Григория! Неравный брак! По-типу: "мать" и "сын"! Согласна, "сын" все-таки с характером - лидер! "Горько!" И прямом, и в переносном смысле. И что же дальше?
Жду Катерину и Григория на прием как семейный системный терапевт. С запросом преодоления семейного кризиса "опустевшего гнезда" в связи с выходом замуж и переездом дочери Александры.
До новых встреч и до новых фильмов!
Конец.
Сюжет известен всем. Почти сказка про Золушку... Чрез тернии к звездам! Наказ нынешним и будущим поколениям: "Чтобы чего-то достичь, надо много и хорошо трудиться!" Не забываем русскую поговорку. "Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда".
События первой серии фильма происходят в 1958 году. Всего 13 лет после победы в Великой Отечественной войне. Огромные невосполнимые потери населения, мужского, в частности. Женщине пришлось выживать в войну, а после нее много и тяжело работать - восстанавливать страну после разрухи. Мужчин мало, значит женщине нужно быть сильной, брать на себя мужские функции. "Рубила,возила, копала - Да разве всего перечтешь?"... Так говорил поэт Михаил Исаковский в стихотворении "Русской женщине".
И в фильме мы видим таких женщин, в том числе трех главных героинь, работающих на ткацкой фабрике. Молодые, красивые, сильные, но без образования. Учиться некогда, надо работать, обеспечивать себя, мамы и папы не помогут. А мужчины? Спивающийся футболист, рабочий на стройке, хилый московский интеллигент - оператор на телевидении, за которого все решает мама. То есть образ советского мужчины - инфантильный, зависимый, выпивающий, изменяющий, но женщина должна его спасать и гордиться тем, что смогла увлечь и женить его на себе! Печальный портрет Героя нашего времени! После войны мужчин меньше и за них надо бороться. Охотницей становится Женщина! Эволюция, наоборот! Женщина должна трудиться наравне с мужчиной, участвовать в соцсоревновании, быть примером детям дома и на работе! И такой нам показывают главную героиню Катерину во второй серии фильма, то есть уже в восьмидесятые годы. Между первой и второй серией склейка кадра, протяженностью в 20 лет. Эти годы нам не показаны, но мы догадываемся, что делали герои в это время. Такой вот режиссерский прием.Тогда сериалы были не в моде.
Катерина получила образование, сделала карьеру и стала директором завода! А биологический отец ее дочери, которому мать запретила жениться на матери его ребенка, так и остался оператором. Вы скажете - "разные амбиции"? Отчасти, так. Но важнее обратить внимание на гендерные роли, инфантильные маменькины сынки не могут выйти из-под власти своих матерей. Браки не создаются или рушатся. Сильная женщина и слабый мужчина- повторение семейного сценария в паре "мать" и "сын". Другая подружка Людмила работает, содержит мужа - алкоголика, бывшего футболиста. Вот вам еще пример супружеской пары, "лодка которой разбилась о быт". Итог - развод. Детей нет.
Вот такие семейные отношения в советской стране. Режиссер все-таки оставил одну счастливую семью с детьми, которую удалось создать третьей героине Антонине, иначе совсем бы грустным получился срез семьи - ячейки общества в стране победившего социализма!
Переходим к финалу. При всех своих личностных достижениях и карьерном росте наша Катерина несчастна. Как тут не вспомнить Катерину Островского из "Грозы"? Может быть не просто так назвал режиссер свою героиню Катюшей? Без любви и страданий счастья нет! Невротический механизм запущен. На сцену выходит еще один мужчина, которого "так долго искала" главная героиня. И, если вы подумали, что он разительно отличается от всех предыдущих мужских образов в фильме, то зря. Это не так! Да, работает. Да, всю жизнь на одном месте, тогда это уважалось в обществе, плюс доплата за стаж. Да, без амбиций, но золотые руки и слесарь шестого (высшего) разряда. Мечта одинокой женщины - руководителя! Совет да любовь!
Конец. Титры. В жизни с этого места все только начинается...
Смогут ли долго и счастливо жить Гоша, он же Гога, он же Георгий и Катерина? Вопрос к семейному психологу. Однозначного ответа нет. Жизненный опыт обоих - в плюс, его же в минус вместе с жизненными психологическими травмами. Разный социальный и материальный статус - в минус. Уже на входе Георгий очень неоднозначно отнесся к руководящей должности любимой женщины, сможет ли он это принять, неизвестно, определенные риски есть. В плюс относим природную интеллигентность и эрудированность мужчины и "нестоличность" женщины, я имею ввиду - из провинции, из понаехавших. Жить, похоже, будут у Катерины, так как любимого надо забирать из коммуналки. Итог, гендерные роли опять наперекосяк! Жилье и финансы - у Катерины, большой внутренний мир - у Григория! Неравный брак! По-типу: "мать" и "сын"! Согласна, "сын" все-таки с характером - лидер! "Горько!" И прямом, и в переносном смысле. И что же дальше?
Жду Катерину и Григория на прием как семейный системный терапевт. С запросом преодоления семейного кризиса "опустевшего гнезда" в связи с выходом замуж и переездом дочери Александры.
До новых встреч и до новых фильмов!
Конец.
Ирина
Алексеевна
Алексеевна