СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
ДЕТСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ, ИЛИ ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ ОДИН ШАГ (сокращенная версия)
Полную версию можно прочитать здесьАгрессия свойственна любому человеку и является одной из составляющей каждой личности. Более того, агрессия является оборотной стороны любви, поэтому существование одного невозможно без другого. Мы, взрослые, умеем справляться со своими эмоциями и выражать агрессию в социально приемлемой форме. Но каждый из нас когда-то был ребенком, которому было сложно понять, что за эмоции он испытывает и как с ними справиться.
Один из вариантов агрессии, с которой может столкнуться ваш ребенок – это школьная травля, или буллинг. Он может принимать разные формы: от (казалось бы!) невинных дразнилок до постоянного глумления и унижения более слабой стороны, в том числе, физического насилия. Важно учитывать, что буллинг (или жестокость) является лишь одной из форм агрессии и имеет два основных отличительных признака: наличием компонента насилия над другим, слабым (объектом или субъектов) и компонента получения удовольствия от этого насилия. Если говорить о детской жестокости, то она может быть направлена как на другого ребенка (более слабого, неуверенного, имеющего какие-то особенности), так и на взрослого (например, если он имеет физический или психологический дефект).
Корни детской жестокости
С одной стороны, все дети в определенном возрасте начинают проявлять агрессию – это и проверка границ, и попытки понять и принять свои эмоции, т.е. агрессия – неотъемлемый атрибут становления ребенка как личности. Почему же у одних детей период агрессии проходит, а у других – нет?
Мы знаем, что любовь и агрессия – две стороны одной медали, а значит, мучитель сидит в каждом из нас. То, насколько эффективно мы контролируем своего внутреннего мучителя, определяется процессом взросления. А появление этого мучителя объясняется простыми инстинктами, которые преследуют нас с самого рождения.
Ребенок с первых дней жизни приносит во взаимоотношения с матерью свои нужды и желания (еда, тепло и т.п.). Если они удовлетворяются – малыш спокоен, если нет – он оказывается в состоянии полной беспомощности и дистресса. Это два прямо противоположных состояния, которые и определяют примитивноеразделение и резкую смену блаженства и захлестывающей ярости (предтеча любви и предтеча ненависти, между которыми буквально один шаг). Одновременно это и импульс для развития личности. При переходе из младенчества в детство внутренний и внешний мир ребенка усложняется. Это долгое путешествие происходит за короткое время, зачастую болезненно и не всегда успешно: от состояния полной зависимости от матери через конкуренцию с братьями/сестрами и соперничество к пику детской любви(инфантильной сексуальности) к родителю («женюсь на маме», «выйду замуж за папу») и затем враждебности в связи с невозможностью и обреченностью этой любви. Ребенок переживает состояние внутреннего конфликта из-за мощных противоречивых чувств, желаний и поиска решения этого конфликта.
В реальности же ребенку приходится приспособиться к этому конфликту. В норме он решается следующим образом: человек признает за собой наличие деструктивного поведения и испытывает чувство вины, что позволяет ему контролировать свою агрессию и выражать ее социально приемлемым способом. Но, зачастую, ребенок (как и некоторые взрослые) выбирает самые примитивные способы решения конфликта любви и ненависти, что и приводит к развитию у него агрессии по отношению к другим. Какие это способы?
Смещение – один из самых часто используемых способов: так как ребенок не может направить агрессию на того, кого любит, и от кого зависит (родителя), он направляет ее на ближайший ему одушевленный или неодушевленный предмет. В самом безопасном варианте объектом агрессии становятся игрушки, которые «терпят» дурное обращение, т.к. не могут ответить обидчику. Ребенок таким образом выплескивает гнев, облегчая свою состояния и смягчая дистресс. В более опасном варианте объектом агрессии выступают уже более слабые люди, например, младшие братья и сестры.Проекция – еще один способов защиты, выбираемый ребенком, который приводит к буллингу. Как часто вы слышали «это он первый начал»? Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет различить ненависть, которую испытывает сам, поэтому формулирует свою проекцию так: «это не я испытываю ненависть, а она/он ненавидит меня». Такай формулировка является оправданием для своих агрессивных действий по отношению к другому, и использует такой способ защиты не только дети, но и многие взрослые. Ребенок начинает приписывать другому те формы поведения, которые не хочет видеть в себе, делая из него готовую мишень для атаки.
Если говорить о внутренних психических механизмах, то в случае проекции и смещения человек отказывается признавать за собой даже возможность деструктивного поведения и не чувствует вины. Таким образом, он не может разделить деструктивное поведение и здоровое выражение агрессии, отдавая предпочтение самому простому и легкому варианту поведения в любой ситуации.
Естественно, все эти механизмы происходят на бессознательном уровне. Если вы замечаете у своего ребенка трудности в эмоциональной сфере, если его поведение и действия становятся жестокими или, наоборот, он попадает в ситуации насилия, самым правильным решением будет обратиться к психологу. В результате терапии вы сможете понять, что пошло «не так» и почему. Ваш ребенок найдет иные способы, помимо агрессии, справиться с внутренними трудностями и конфликтами, а также сможет научиться правильно себя вести в ситуации, когда он является объектом буллинга.
Сулеймановна