СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
4-5 ноября 2023г. Международный семинар Уари Майди «Страдания подросткового возраста — Травма и нарциссизм»
В этой лекции я хотел бы рассмотреть, в клинической и психоаналитической перспективе, травму подросткового возраста, травматичное подросткового возраста, а также насилие, как психическое, так и телесное, свойственное этому важнейшему периоду развития.
Однако, подобно загадочности и непостижимости экономии мазохизма, которая изучалась в одной из моих предыдущих работ, травма является одним из наиболее размытых и неясных понятий в психоанализе.
Его значение, зачастую двусмысленное, показывает, насколько это понятие иногда бывает нечетким и неопределенным. Понятие травмы может содержать в самом себе некоторую двусмысленность.
Моей задачей является рассмотреть это понятие в его концептуальном значении, ограниченном метапсихологическим смыслом. Речь идет о том, чтобы сохранить центральный, в специфически метапсихологическом плане, концепт и принять во внимание только взломы, связанные с влечением, и разрывы в защите от возбуждения.
Травма определяется тем фактом, что инородное внешнее тело приводит к нарушениям в психике из-за невозможности взять его под контроль и символизировать его.
В этом смысле, подростковый возраст, в котором доминирует наступление пубертата, уже сам по себе является травматичным.
Психологические и соматические трансформации этого периода представляют собой насилие, которое появляется изнутри, но воспринимается также как приходящее извне.
Дональд Вудс Винникот, в связи с этим, очень точно заметил, что «взросление по своей природе является актом агрессии». Можно было бы добавить, что речь идет об агрессии внутренней и внешней.
Таким образом, этот период переживаний и изменений для подростка, а также для его родителей, является особенно продуктивным в том, что касается выражения травматизма.
Вследствие этого, некоторые патологические и травматичные события детства - травматичное детское, иногда самое архаичное, приводят к нарциссическому распаду (breakdown) в подростковом возрасте.
В связи с этим, следует отметить, что травма вписывается в темпоральность, в которой выделяются «до» и «после»: сначала неприятное и травмирующее первичное событие, а затем его отголоски в пубертатном последействии.
Следовательно, у самой травмы есть память (см. Лекцию 2).
Возвращение травматичных состояний является своего рода памятью, которая остается неуловимой ( неподконтрольной) для сознания. Оно не в состоянии превратить эту память в воспоминание, закрепить ее в представлениях, включить в биографию.
Там мы сталкиваемся с насилием влияющей на нас реальности. Как будто время остановилось на событиях, которым мы подверглись. Отсюда болезненность мысленного возвращения к этим неприятным событиям и их почти точного повторения.
Здесь имеет место прошлое, неотличимое от настоящего, прошлое, которое не проходит. Травма является застывшей, галлюцинируемой в настоящем, невстроенной в конструкцию и в темпоральность, которые придают прошлому характер прошлого.
На этом семинаре я хотел бы затронуть проблематику психической травмы в подростковом возрасте и травмы вообще, в ее глобальном смысле, а не только в специфически сексуальном.
Однако, большое место будет отведено тесной связи между травмой и сексуальностью, травмой от соблазнения и ее последствиям в подростковом возрасте.
Таким образом, психическая травма и ее последствия различаются, в зависимости от того, имеет ли место отсылка к влечению или к Я:
-
Сексуальное соблазнение в первом случае (влечение)
-
Нарциссический взлом во втором случае (Я).
В обеих ситуациях имеются следствия сексуального порядка.
Хотя теоретизация травматичного эволюционировала на протяжении всего творчества Фрейда, я попытался в своей работе вылелить три вида психических травм:
1. Ранний нарциссический дефицит, еще антенатальный, с подавлением аффектов из-за неспособности человека выразить себя через образные представления организовать себя при помощи репрезентаций.
На деле, эти ранние нарушения и специфические, наносящие вред фрустрации Я наносят травмы нарциссического типа (см. Лекции 3 и 4 по нарциссизму).
В этих патологических и патогенных ситуациях речь идет о «базовом дефекте» (Basic defect) в терминологии Майкла Балинта. Здесь налицо патологическое несоответствие между глубокими первичными потребностями ребенка и тем, как они удовлетворяются, и удовлетворяются ли вообще.
Имеет место несостоятельность или ущербность окружения, когда не соблюдаются базовые психоаффективные или даже органические потребности ребенка.
Ранний и антенатальный нарциссичекий дефицит поражает первичное Я (Self) и располагается в нем.
Нарциссический дефицит наблюдается при глубокой депрессии матери, токсичности первичного объекта ухода, при «негативной травме», когда ожидание ребенка в отчаянии и без помощи (Hilflosigkeit) оказывается тягостным и вызывает разочарование.
Этот ранний травматичный нарциссический жизненный опыт делает невозможной достаточно благопрятную интериоризацию объектного отношения и интроекцию безопасного и дающего чувство защищенности объекта. Таким образом, травма связана с недостаточным удовлетворением потребностей (аффективных и биологических) ребенка.
Таким образом, все эти дети, испытавшие весьма преждевременные нарциссические нарушения и дефицит из-за трудных и дефектных взаимодействий в объектном отношении, рискуют позднее, в подростковом возрасте, воспроизводить новые травмы.
Следует отметить что травма как раз и определяется как избытком «слишком», так и избытком «недостаточно» в случае с травмами связанными с нехваткой, травмами впалыми холодными и т. д.
Травма, как и психопатология в целом, определяется тем, что я называю «излишек «слишком» или, напротив, «излишек «недостаточно».
Мы имеем дело с реальной ранней травмой, когда отсутствует внешнее возбуждение (недостаток первичного возбуждения — первичного соблазнения) или, напротив, когда внешнее возбуждение является чрезмерным и избыточным.
Иными словами, можно утверждать, что ребенок, изначально не соблазненный, не прошедший «сексуальной инициации» в смысле первичного соблазнения, может быть «травмирован» в той же степени, что и ребенок, ставший жертвой травматичного сексуального соблазнения.
Следовательно, ранний дефицит нарциссизма и ухода также присутствует в «отсутствующем соблазнении». Таким образом, ранняя дефицитарная травма отмечена либо отсутствием внешнего возбуждения, либо избытком внешнего возбуждения, которые являются проявлением несоблюдения потребностей ребенка ( здесь имеет место несоответствие, несогласованность окружения и ребенка).
В этом смысле, существует второй «логичный» этап травмы, который состоит в том, чтобы сексуализировать первый этап травмы, имевший место в ситуации, например, недостатка соблазнения и возбуждения: например, мать, препятствуя контакту с гениталиями дочери, на психическом уровне указала ей на них как на эрогенную зону и зону возбуждения …. ребенок станет искать того, что запрещено или того, о чем умалчивают …