СТАТЬИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА СЕМЬИ
30.01.2020
Кино на кушетке
Мне захотелось промыслить не о сюжете и смыслах режиссера или писателя, а о процессе внутри фильма.
И предложить ряд из слов повести, которые меня отсылают к тем процессам, которые запускаются в кабинете. Тело спящей девушки как нечто, позволяющее вспоминать, переживать, пробуждать и проживать вновь. Молчание аналитика, нейтральность, тревожат и пробуждают, поднимают невыносимость и боль. И вместе с этим, запретные желания, эротические воспоминания, телесные наслаждения.
Контраст тела старика, уже не думающего о будущем, страдающего от глубокой депрессии, но страшащегося смерти, и тела юной девушки проявляет грань Жизни и Смерти.
«Только когда я лежу рядом со спящей девушкой, я чувствую себя живым», говорит друг главного героя.
Глядя на спящую «мертвым» сном, и зная, что это сон, появляется фантазия, что, может быть, и они никогда не уснут навеки.
Цитата из повести :
«Опершись локтем о подушку и разглядывая руку спящей, Эгути пробормотал: «Ну совсем как живая». Нет, он не сомневался, что она живая, просто хотел сказать, какая она чудная, но, вырвавшись, слова эти прозвучали как-то зловеще. Разве эта ничего не подозревающая, усыпленная девушка, для которой время как бы остановилось, как бы частично потеряно, не погружена в бездну, которая сродни смерти? На свете не бывает живых кукол, значит, она не кукла, но ее сделали игрушкой, назначение которой – не вызывать чувство стыда у стариков, переставших быть мужчинами. Нет, эта девушка – не игрушка, а, быть может, сама жизнь для таких стариков. Жизнь, к которой они могут спокойно прикоснуться".
На передних планах режиссер показывает сцену эротического переживания вокруг груди. Материнская грудь – первое, с чем встречается младенец. Грудь в фильме – последнее, что успокаивает старика перед смертью. Психоаналитические матери , коими являются аналитики , сопровождают клиентов на каком –то отрезке их жизни, помогая справиться с утратами, потерями, смертями….
Цитата из повести :
«И все же Эгути определенно почувствовал в тот момент запах грудного младенца. Или это была только мимолетная галлюцинация? Почему она вдруг возникла, Эгути не знал; быть может, запах младенца исходил из какой– то расщелины в его пустом сердце? Размышляя об этом, Эгути погрузился в печальные думы об одиночестве. Он ощутил леденящую грусть – неизбежную спутницу надвигающейся старости. Потом она сменилась жалостью и любовью к девушке, пахнущей молодым теплом. И вдруг Эгути почувствовал, как в теле девушки зазвучала музыка, которая словно рассеяла томившее его холодное сознание вины. Музыка эта была полна любви».
Но не потому ли ему внезапно почудился запах грудного молока при виде спящей здесь девушки, что в нем жили эти воспоминания. Часто говорят: «Это было давно», но ведь воспоминания живут в нашей памяти своей жизнью, независимо от того, давно или недавно произошли сами события. Воспоминания детства шестидесятилетней давности порой могут быть ярче и живее вчерашних. И чем старше становится человек, тем чаще так происходит.
Девушки, погруженные в сон могут дать услышать старикам все, что они хотели бы услышать. Дать услышать на языке молчания. …,
Молчание в кабинете позволяет нашим клиентам начать слышать себя.
Цитата из повести :
«старый Кига, поведавший обо всем Эгути, говорил, что там «как будто спишь с таинственным Буддой». Ведь именно спящая непробудным сном женщина и является для стариков, не чем иным, как тем соблазном, риском и удовольствием, которых они сами могут не опасаться. Старый Кига говорил Эгути, что он и ему подобные только тогда чувствуют в себе биение жизни, когда находятся рядом с усыпленной женщиной».
«Старики, тайком посещающие дом «спящих красавиц», не только горюют об ушедшей молодости, но и хотели бы предать забвению зло, совершенное ими в течение жизни. Старый Кига, рассказавший Эгути об этом доме, разумеется, не выдавал секретов других посетителей. Число их едва ли велико. И нетрудно догадаться, что все они преуспели в жизни, неудачники сюда не приходят. Некоторые добились успеха, совершая зло, и оберегали свой успех, нагромождая одно зло на другое. Такие не знают мира в душе, напротив, живут в вечном страхе и фактически потерпели духовное крушение. Когда они лежат здесь, прикасаясь к обнаженному телу спящей молодой женщины, из глубины их души поднимается не только страх перед надвигающейся смертью, не только печаль об утраченной молодости. Бывает, что охватывает раскаяние о содеянном зле. Другие были несчастливы в семейной жизни, что часто случается у удачливых людей. Вряд ли у этих стариков есть свой Будда, перед которым они могли бы преклонить колени и помолиться. Крепко обняв обнаженных красавиц, старики обливаются холодными слезами, захлебываются в рыданиях, кричат, но девушки ничего этого не знают и ни за что не проснутся.
Старики их не стыдятся и не чувствуют себя униженными. Свободно изливают свои жалобы и печали. Так не является ли для них «спящая красавица» чем-то вроде Будды? Живого Будды! Молодые тела и запах девушек обещают им всепрощение и несут успокоение в их души.»
В некотором смысле, аналитик становится спящим, молчащим, нейтральным ,бездействующим …. только слышащим….. И это дает пережить пациенту принятие. Принятие своих страхов, печалей, потерь и прописать свою собственную Жизнь вновь.
И предложить ряд из слов повести, которые меня отсылают к тем процессам, которые запускаются в кабинете. Тело спящей девушки как нечто, позволяющее вспоминать, переживать, пробуждать и проживать вновь. Молчание аналитика, нейтральность, тревожат и пробуждают, поднимают невыносимость и боль. И вместе с этим, запретные желания, эротические воспоминания, телесные наслаждения.
Контраст тела старика, уже не думающего о будущем, страдающего от глубокой депрессии, но страшащегося смерти, и тела юной девушки проявляет грань Жизни и Смерти.
«Только когда я лежу рядом со спящей девушкой, я чувствую себя живым», говорит друг главного героя.
Глядя на спящую «мертвым» сном, и зная, что это сон, появляется фантазия, что, может быть, и они никогда не уснут навеки.
Цитата из повести :
«Опершись локтем о подушку и разглядывая руку спящей, Эгути пробормотал: «Ну совсем как живая». Нет, он не сомневался, что она живая, просто хотел сказать, какая она чудная, но, вырвавшись, слова эти прозвучали как-то зловеще. Разве эта ничего не подозревающая, усыпленная девушка, для которой время как бы остановилось, как бы частично потеряно, не погружена в бездну, которая сродни смерти? На свете не бывает живых кукол, значит, она не кукла, но ее сделали игрушкой, назначение которой – не вызывать чувство стыда у стариков, переставших быть мужчинами. Нет, эта девушка – не игрушка, а, быть может, сама жизнь для таких стариков. Жизнь, к которой они могут спокойно прикоснуться".
На передних планах режиссер показывает сцену эротического переживания вокруг груди. Материнская грудь – первое, с чем встречается младенец. Грудь в фильме – последнее, что успокаивает старика перед смертью. Психоаналитические матери , коими являются аналитики , сопровождают клиентов на каком –то отрезке их жизни, помогая справиться с утратами, потерями, смертями….
Цитата из повести :
«И все же Эгути определенно почувствовал в тот момент запах грудного младенца. Или это была только мимолетная галлюцинация? Почему она вдруг возникла, Эгути не знал; быть может, запах младенца исходил из какой– то расщелины в его пустом сердце? Размышляя об этом, Эгути погрузился в печальные думы об одиночестве. Он ощутил леденящую грусть – неизбежную спутницу надвигающейся старости. Потом она сменилась жалостью и любовью к девушке, пахнущей молодым теплом. И вдруг Эгути почувствовал, как в теле девушки зазвучала музыка, которая словно рассеяла томившее его холодное сознание вины. Музыка эта была полна любви».
Но не потому ли ему внезапно почудился запах грудного молока при виде спящей здесь девушки, что в нем жили эти воспоминания. Часто говорят: «Это было давно», но ведь воспоминания живут в нашей памяти своей жизнью, независимо от того, давно или недавно произошли сами события. Воспоминания детства шестидесятилетней давности порой могут быть ярче и живее вчерашних. И чем старше становится человек, тем чаще так происходит.
Девушки, погруженные в сон могут дать услышать старикам все, что они хотели бы услышать. Дать услышать на языке молчания. …,
Молчание в кабинете позволяет нашим клиентам начать слышать себя.
Цитата из повести :
«старый Кига, поведавший обо всем Эгути, говорил, что там «как будто спишь с таинственным Буддой». Ведь именно спящая непробудным сном женщина и является для стариков, не чем иным, как тем соблазном, риском и удовольствием, которых они сами могут не опасаться. Старый Кига говорил Эгути, что он и ему подобные только тогда чувствуют в себе биение жизни, когда находятся рядом с усыпленной женщиной».
«Старики, тайком посещающие дом «спящих красавиц», не только горюют об ушедшей молодости, но и хотели бы предать забвению зло, совершенное ими в течение жизни. Старый Кига, рассказавший Эгути об этом доме, разумеется, не выдавал секретов других посетителей. Число их едва ли велико. И нетрудно догадаться, что все они преуспели в жизни, неудачники сюда не приходят. Некоторые добились успеха, совершая зло, и оберегали свой успех, нагромождая одно зло на другое. Такие не знают мира в душе, напротив, живут в вечном страхе и фактически потерпели духовное крушение. Когда они лежат здесь, прикасаясь к обнаженному телу спящей молодой женщины, из глубины их души поднимается не только страх перед надвигающейся смертью, не только печаль об утраченной молодости. Бывает, что охватывает раскаяние о содеянном зле. Другие были несчастливы в семейной жизни, что часто случается у удачливых людей. Вряд ли у этих стариков есть свой Будда, перед которым они могли бы преклонить колени и помолиться. Крепко обняв обнаженных красавиц, старики обливаются холодными слезами, захлебываются в рыданиях, кричат, но девушки ничего этого не знают и ни за что не проснутся.
Старики их не стыдятся и не чувствуют себя униженными. Свободно изливают свои жалобы и печали. Так не является ли для них «спящая красавица» чем-то вроде Будды? Живого Будды! Молодые тела и запах девушек обещают им всепрощение и несут успокоение в их души.»
В некотором смысле, аналитик становится спящим, молчащим, нейтральным ,бездействующим …. только слышащим….. И это дает пережить пациенту принятие. Принятие своих страхов, печалей, потерь и прописать свою собственную Жизнь вновь.
Фильм «Дом спящих красавиц» ( реж. Вадим Головна).
По повести Ясунари Кавабата «Спящие красавицы».
Ирина
Владимировна
Владимировна